Креативная экономика
издательство
.
Журнал Издательство

  • Предприятию не хватает оборотных средств: как быть?

    Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 1 Вып. 1 (175) за 2011 год, cтр. 44-47.

    Рубрика: финансовый менеджмент

     

    Аннотация:
    В настоящее время многие предприятия испытывают недостаток оборотных средств. В литературе указаны несколько путей решения этой проблемы. Как правило, решения предлагаются временные, без учета причин сложившейся ситуации и последствий предпринимаемых действий (традиционный путь – привлечь сторонний капитал). В статье показана важность проведения комплексного анализа работы предприятия, особенно областей, косвенно влияющих на себестоимость продукции. Даны рекомендации, как быстро и эффективно решить проблему без сторонней помощи.

    Ключевые слова: дебиторская задолженность, затраты предприятия, конкурентоспособность продукции, оборотные средства, организационная структура, платежно-расчетная дисциплина, эффективность управления

    Бочаров Д.С.
    Аспирант, специальность: экономика и управление народным хозяйством, Московская Финансово-Юридическая Академия; бухгалтер, ЗАО «РТСофт»

     

     

    В настоящее время на многих российских предприятиях не хватает оборотных средств, необходимых для стабильной работы. Решение этой проблемы влияет на прибыль организации, качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, размеры оплаты труда и многое другое.

    Оборотные средства – часть средств производства, целиком потребляемая в течение одного производственного цикла. К ним обычно относятся материалы, сырье, топливо, энергия, полуфабрикаты, незавершенное производство, расходы будущих периодов. Стоимость производственных основных средств определяется суммированием стоимостей их отдельных видов [1].

     

    Комплексный анализ работы предприятия

    В большинстве случаев основной причиной недостатка оборотных средств является низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Как следствие ‑ убыточность производства. Сложившаяся ситуация решается следующими способами:

    ‑ оптимизацией налогообложения;

    ‑ привлечение дополнительных инвесторов;

    ‑ получение дополнительных доходов (например, путем сдачи в аренду помещения, оборудования).

    Также часто в качестве решения проблемы предлагают привлекать средства кредитных организаций. Обосновывается это временными трудностями, как правило, во внешней среде предприятия. Подобные рекомендации имеют определенную логику, но не всегда достаточно обоснованы и, как следствие, не всегда эффективны.

    В действительности низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции является наиболее общей оценкой работы предприятия. Но на предприятиях редко анализируются все факторы, оказавшие влияние на уровень его конкурентоспособности.

    Также ошибочной практикой является отказ от нормирования оборотных средств. Это одна из причин кризисного состояния платежно-расчетной дисциплины. Важный принцип организации оборотных средств – это полнота обеспеченности предприятия оборотными средствами и эффективность их использования строго по целевому назначению [2].

    В действительности для решения такой проблемы сначала необходимо провести комплексный анализ работы организации. Этот анализ должен включать:

    – расчет себестоимости выпускаемой продукции и ее соответствие рыночным ценам на аналогичные товары;

    – анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

    – анализ эффективности принимаемых управленческих решений;

    – анализ маркетинговых исследований и прочие.

    Прибыльность предприятия связана как с получаемой выручкой, так и с затратами. Следовательно, проблему недостатка оборотных средств можно решить как путем увеличения их объема, так и путем сокращения расходов компании.

     

    Мероприятия по снижению затрат

    Рассмотрим сжатый перечень мероприятий по снижению затрат.

    1. Снижение затрат на оплату труда. Чем более квалифицированный труд требуется предприятию для выполнения работ, тем большую долю в затратах будет иметь фонд оплаты труда. Поэтому рациональный подход к оплате труда будет наиболее экономичным для предприятия.

    2. Анализ организационной структуры. Данный анализ позволит определить роль каждого сотрудника в производственных и организационных процессах, выявить работников с недостаточной загруженностью. Также этот анализ позволит снизить общехозяйственные и общепроизводственные расходы.

    3. Анализ принимаемых управленческих решений. Это позволит точно определить соотношение затрат и полезного эффекта от каждого принятого управленческого решения.

    4. Анализ дебиторской задолженности включает:

    – признание законности требований по долгам и обязательствам;

    – подтверждение возможности погашения;

    – уточнение просроченных сроков;

    – определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения: на основе ценных бумаг, предоставления товаров или услуг, перехода задолженности в целевые займы, взаимозачета при наличии встречных обязательств, возможности уступки прав требования [3].

    5. Анализ кредиторской задолженности включает:

    – определение обоснованности кредиторской задолженности;

    – определение наиболее рациональных путей реструктуризации кредиторской задолженности;

    – подготовку соответствующих документов.

    Осуществление этих мер позволит оперативно сократить затраты и, тем самым, улучшить финансовое состояние предприятия.

     

    Вывод

    Таким образом, видно, что недостаток оборотных средств в большинстве случаев является результатом неэффективного использования имеющихся ресурсов. И при более детальном анализе затрат становится очевидным, что наиболее рациональным путем решения проблемы является сокращение затрат предприятия.

     

      Открыть статью в PDF

     

    Ссылка для цитирования:

    Бочаров Д.С. Предприятию не хватает оборотных средств: как быть? // Российское предпринимательство. — 2011. — № 1 Вып. 1 (175). — c. 44-47. — http://www.creativeconomy.ru/articles/11291/

     

    Литература:
    1. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000. – 459 с.
    2. Оборотные средства и всеобщая неплатежеспособность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jourclub.ru/3/537.
    3. Недостаток оборотных средств. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.sgau.ru/public/recomendacii/2-4.html.

     


  • ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:


  • Другие статьи по этой тематике:


    Гребенюк Д.В.
      Модели построения торговых сетей
    В статье приводится авторская классификация моделей организационной структуры сетевых торговых компаний. Обоснованы сильные и слабые стороны каждой группы моделей, доказана перспективность кустовой (синтетической) модели. С позиций системного подхода дана характеристика таким структурным элементам торговой сети, как региональный распределительный центр и интегрированный сервисный комплекс. Затронута проблема эффективного баланса централизованных и децентрализованных методов управления торговой сетью.
    // Российское предпринимательство. — 2012. — № 23 (221). — c. 137-142.


    Новосельцева Е.Г.
     Исследование тенденций и закономерностей развития предпринимательских структур на разных стадиях жизненного цикла организации
    В статье рассмотрен процесс организационного развития предпринимательских структур на базе различных моделей жизненных циклов. Предложены показатели, оценивающие эффективность предпринимательской деятельности на разных этапах. Определены показатели, влияющие на рост и старение предпринимательских структур.
    // Российское предпринимательство. — 2014. — № 10 (256). — c. 63-70.


    Азанова Н.Н.
     Экономический механизм оценки эффективности управления ресурсами промышленного предприятия
    В статье предложена авторская модель оценки экономического потенциала предприятий химического комплекса. Разработаны методический подход и шкала ресурсного потенциала, которые позволят оценить различные варианты использования ресурсов и выявить резервы для конкурентного развития предприятий.
    // Российское предпринимательство. — 2014. — № 2 (248). — c. 108-120.


    Аслудинова Л.С., Берестов В.И.
     Методические подходы к оценке эффективности управления малым мебельным предприятием с учетом фактора партнерских отношений
    Представлены определение и обоснование методического подхода к оценке эффективности управления малым мебельным предприятием с учетом фактора партнерских отношений.
    В работе применялся абстрактно-логический метод, метод наблюдения и анализа. На основе различных систем показателей оценки эффективности управления предприятием и специфики деятельности малых мебельных предприятий предложен методический подход к оценке эффективности управления малым мебельным предприятием с учетом фактора партнерских отношений. Необходимость учета данного фактора при оценке эффективности управления малым мебельным предприятием обоснована. Предложены ключевые параметры в этой области. Важность каждого параметра обоснована.
    Практическая значимость подхода проявляется в возможности оптимизировать оценку эффективности управления малым мебельным предприятием и, соответственно, повысить его управляемость, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.
    // Российское предпринимательство. — 2013. — № 16 (238). — c. 24-31.


    Преображенская Е.Г.
     Методика оценки эффективности управления жилой недвижимостью в крупном городе
    Рассматриваются вопросы оценки эффективности управления жилой недвижимостью в крупном городе. Представлены соответствующие принципы, концептуальные идеи и ведущие положения. Предложена авторская методика оценки эффективности управления жилой недвижимостью применительно к крупному городу.
    // Российское предпринимательство. — 2013. — № 14 (236). — c. 99-106.


    Оставить комментарий



  • ООО Издательство "Креативная экономика"
    Телефон/факс: (495) 648 6241, 649 6241
    e-mail: info@CreativEconomy.ru
    адрес для писем: 119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8

    Материалы, опубликованные на сайте, защищены законодательством об авторских правах. Ознакомьтесь с условиями использования.

  • Поиск 


  • Поддержка

    По вопросам работы сайта:
    мейл: support@creativeconomy.ru Телефон: +7 (495) 649 6241





















  • Партнерские сайты этого месяца: