Креативная экономика
издательство
.
Журнал Издательство

  • Инновации — основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий

    Статья опубликована в журнале «Креативная экономика» № 11 (83) за 2013 год, cтр. 42-45.

    Рубрика: инновации

     

    Аннотация:
    В данной статье отражена роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Уделяя особое внимание влиянию инноваций на конкурентные позиции предприятия, автор выделяет жизненный цикл инновационного конкурентного преимущества и делает вывод о необходимости формирования благоприятных условий для инновационного развития предприятий.

    Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкуренция, технологические и нетехнологические инновации

    Николаева А.Н.
    кандидат экон. наук, доцент кафедры менеджмента
    Яковлев А.Е.
    доктор экон. наук, профессор, зав. кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

     

     

    Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что инновации являются основой обеспечения конкурентоспособности на различных иерархических уровнях хозяйственной системы (микро-, мезо- и макроуровне). В свою очередь конкурентоспособность становится определяющим фактором обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы и ее устойчивого развития.

    Поэтому переход на инновационную модель развития – это не только государственная задача, но и реальная, объективно существующая потребность любого функционирующего в условиях рыночной экономики предприятия.

     

    Конкурентное преимущество, обеспечиваемое инновацией

    Побудительным мотивом развития инновационной деятельности предприятия является, прежде всего, рыночная конкуренция. Однако многие предприятия хотят не только сохранить свои позиции на рынке, но и упрочить их, что невозможно без внедрения инновационных подходов во все сферы производственно-хозяйственной деятельности.

    В 30-е годы прошлого века австрийский экономист Й. Шумпетер, являющийся основоположником теории инноваций, определил инновацию как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции, послепродажного обслуживания и других сферах деятельности предприятия.

    С тех пор появилось большое множество определений, трактующих понятие «инноваций» с различных точек зрения. Но все они едины в том, что инновация связана с прогрессивными изменениями, направленными на повышение эффективности производства и лучшее удовлетворение общественных потребностей.

    Приоритетная роль среди инноваций отдается так называемым технологическим инновациям, непосредственно связанным с повышением интенсивности развития производства и обеспечением научно-технического прогресса. В последнее время наряду с технологическими инновациями все большую значимость стали приобретать нетехнологические инновации, к которым относятся инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического и другого характера, отражающие изменения в среде, обслуживающей основные производственные процессы.

    В конечном счете, и технологические, и нетехнологические инновации приводят к снижению затрат и повышению эффективности деятельности предприятия в целом, созданию более качественного и конкурентоспособного товара, улучшению репутации предприятия на рынке. Предприятия, первыми осваивающие эффективные инновации, однозначно получают конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. В конечном итоге их действия приводят к росту прибыли, укреплению конкурентных позиций на рынке и повышению уровня экономической безопасности.

    Однако следует помнить, что любое конкурентное преимущество, обеспечиваемое инновацией, имеет свой «жизненный цикл» и является таковым, пока не становится достоянием конкурентов. С этой позиции можно выделить следующие этапы в развитии инновационного конкурентного преимущества:

    1) внедрение инноваций и начало формирования конкурентного преимущества;:

    2) эффективное использование конкурентного преимущества, обеспеченного внедренной инновацией;

    3) разрушение конкурентного преимущества конку также освоившими данную инновацию.

    Таким образом, в конце своего жизненного цикла инновация теряет свою привлекательность, а у предприятия появляется потребность в получении доступа к следующей инновации, способной вновь обеспечить ему превосходство над конкурентами, причем потребность в следующей инновации появляется еще до того, как предыдущая окажется «отработанной». Поэтому для предприятия весьма важно прогнозирование периода действия конкурентного преимущества и экономическое обоснование уровня затрат на его поддержание.

     

    Устойчивость конкурентного преимущества

    Период действия конкурентного преимущества определяется степенью его устойчивости по отношению к действиям конкурентов.

    Конкурентное преимущество с низкой степенью устойчивости легко доступно конкурентам (например, приближение производства к источникам сырья, более дешевой рабочей силы).

    Конкурентное преимущество со средней степенью устойчивости позволяет более длительный период времени удерживать лидирующие позиции на рынке за счет сложившейся репутации предприятия, использования запатентованных инновационных технологий, производства уникальной продукции.

    Конкурентное преимущество с высокой степенью устойчивости обеспечивается крупными капиталовложениями в инновационные проекты, сопровождающиеся высоким качеством их реализации [1].

    Подчеркнем, что длительный срок освоения инновации может привести к снижению ее ценности в связи с появлением новых инноваций, а это может сказаться на формировании конкурентного преимущества предприятия.

    Рассматривая влияние инноваций на конкурентные позиции предприятия, следует различать:

    – реальное конкурентное преимущество – преимущество, полученное предприятием в текущих условиях применения инноваций;

    – потенциальное конкурентное преимущество – преимущество, которое могло бы получить предприятие при более эффективном использовании внедренных инноваций;

    – стратегическое конкурентное преимущество – преимущество, на получение которого нацелено предприятие в будущем при условии постоянного совершенствования и постоянного внедрения инноваций.

     

    Вывод

    Инновационная активность предприятия во многом определяет его текущие и стратегические конкурентные позиции, а, следовательно, и сам факт существования на рынке.

    Сегодня разработку и внедрение инноваций осуществляют менее 10% от общего числа российских предприятий, недостаточна также и доля предприятий, осуществляющих инвестиции в приобретение новых знаний и технологий (11,8%). К тому же российские предприятия ориентированы, прежде всего, на заимствования готовых технологий, а не на создание новых.

    Одним из показателей экономической безопасности страны является доля в экспорте высокотехнологичной продукции. В мировой практике данный показатель составляет 10-15%, а в России около 1%. Поэтому формирование благоприятных условий для развития инновационной деятельности предприятий, способствующих усилению конкурентоспособности и экономической безопасности как самих предприятий, так и хозяйственной системы в целом не ставится под сомнение. 

     

      Открыть статью в PDF

     

    Ссылка для цитирования:

    Николаева А.Н., Яковлев А.Е. Инновации - основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий // Креативная экономика. — 2013. — № 11 (83). — c. 42-45. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30147/

     

    Литература:
    1. Инновационное развитие звеньев экономики: моногр. / Под ред. А.А.Быкова, М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2009. - 143 с.

     


  • ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:


  • Другие статьи по этой тематике:


    Мосягин И.Ю.
      Конкурентные стратегии и научно-техническое развитие: возможности и проблемы
    Рассмотрен вопрос о влиянии конкуренции на характер инновационной деятельности компаний. Автор показывает, что конкуренция с большей вероятностью стимулирует инновации прикладного, а не фундаментального характера. Таким образом, при отсутствии государственного вмешательства стратегии инновационной деятельности, оптимальные для компаний, способны сделать неравномерным научно-техническое и экономическое развитие и усилить риск стагнации.
    // Креативная экономика. — 2009. — № 12 (36). — c. 3-7.


    Екшикеев Т.К.
     Повышение конкурентоспособности системы образования на основе масштабного бенчмаркинга
    Статья посвящена проблемам повышения конкурентоспособности вузовского образования на основе бенчмаркинга. Мониторинг вузов рассматривается как начальный этап аналитического бенчмаркинга, инициатором которого выступает Министерство образования и науки.
    // Креативная экономика. — 2014. — № 8 (92). — c. 107-112.


    Кадакоева Г.В.
     Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий
    Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей с высококачественной и сходной по цене импортной продукцией, которая, стоит отметить, неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественных промышленных предприятий. В данных условиях инновационный вариант экономического развития Российской Федерации является безальтернативным. Освоение высоких технологий в промышленности, а также в социальной сфере, и выпуск новой наукоемкой продукции, оказание специфических услуг являются основополагающими условиями устойчивого экономического роста для России. Поэтому проблема инновационного предпринимательства на сегодняшний день является достаточно актуальной, поскольку данный вид предпринимательской деятельности является поступательным движением вперед не только для отечественной экономики, но и для мирового сообщества в целом.
    // Вопросы инновационной экономики. — 2014. — № 2 (16). — c. 3-12.


    Меньщикова В.И.
     Инновационная деятельность на региональном уровне: современные тенденции, ключевые проблемы, пути активизации
    В статье представлен анализ инновационной деятельности, осуществляемой в регионах Центрального федерального округа (ЦФО). Выявлены активные и пассивные регионы в данной деятельности. Приведена характеристика уровня внедрения и структуры технологических инноваций. Сделаны выводы, отражающие содержание ключевых проблем развития инновационной деятельности в регионах ЦФО и определен вектор ее активизации.
    // Российское предпринимательство. — 2014. — № 6 (252). — c. 20-28.


    Ширяева Ю.С., Жариков А.В.
     Сущность конфигурационного управления и его роль в инновационном процессе
    Статья посвящена организации конфигурационного управления в процессе инновационной деятельности начиная с зарождения инновационной идее до серийного производства нового продукта. Конфигурационное управление призвано обеспечить взаимосвязь каждой стадии инновационной деятельности, своевременное внесение всех необходимых изменений, что позволит снизить затраты времени на разработку нового продукта и обеспечить контроль качества созданного изделия. Эффективности конфигурационного управления может быть обеспечена путем соблюдения ряда правил представленных в статье.
    // Креативная экономика. — 2014. — № 01 (85). — c. 64-73.


    Оставить комментарий



  • ООО Издательство "Креативная экономика"
    Телефон/факс: (495) 648 6241, 649 6241
    e-mail: info@CreativEconomy.ru
    адрес для писем: 119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8

    Материалы, опубликованные на сайте, защищены законодательством об авторских правах. Ознакомьтесь с условиями использования.

  • Поиск 


  • Поддержка

    По вопросам работы сайта:
    мейл: support@creativeconomy.ru Телефон: +7 (495) 649 6241





















  • Партнерские сайты: