Креативная экономика
издательство
.
Журнал Издательство

  • Проблемы функционирования рынка труда в России

    Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 9 (81) за 2006 год, cтр. 123-126.

    Рубрика: экономика труда

     

    Аннотация:
    Негативная демографическая ситуация в России предопределила наличие многочисленных проблем рынка труда. Сочетание высоких показателей оборота рабочей силы с низкими показателями оборота рабочих мест составляет важнейшую уникальную черту российского рынка. Рынок труда в Российской Федерации еще не до конца сформирован, не закончен процесс его реформирования, еще идет переход к рыночным отношениям.

    Ключевые слова: миграция, рынок труда, трудовые ресурсы

    Полаева Г.Б.
    канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теории» Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина
    Азатян С.А.
    аспирант Центрального экономико-математического института РАН

     

     

    Негативная демографическая ситуация в России предопределила наличие многочисленных проблем рынка труда. Сочетание высоких показателей оборота рабочей силы с низкими показателями оборота рабочих мест составляет важнейшую уникальную черту российского рынка. Рынок труда в Российской Федерации еще не до конца сформирован, не закончен процесс его  реформирования, еще идет переход к рыночным отношениям.

     

    Можно сказать, что сегодня рынок труда в России прошел начальную стадию становления: сформировались региональные рынки, начали действовать рыночные механизмы самонастройки, возросла инициатива и предприимчивость большинства наемных работников. К недостаткам же его созревания следует отнести неразвитость инфраструктуры, рынка жилья, структуры подготовки и переподготовки кадров. Однако существуют и чисто российские проблемы:

    ‑ наличие административных, правовых и экономических ограничений, например, регистрации, формально заменившей прописку;

    ‑ дефицит жилья (при очень высокой его стоимости), отсюда ‑ отсутствие свободного рынка жилья;

    ‑ недостаточное развитие государственного регулирования и социальной поддержки сферы занятости;

    ‑ несбалансированность рынка труда (многие районы трудоизбыточны, например, Ивановская область, Дагестан, Бурятия, но в некоторых районах имеет место нехватка рабочих рук);

    ‑ высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих.

    Серьёзные опасения вызывают ускорение роста смертности и замедление темпов рождаемости, что требует целого комплекса решений, включающего как немедленные меры, так и более долгосрочные, стратегические.

    Первый важный параметр демографии России – это число рождений в год. Все женщины, способные к рождению детей в ближайшие 20 лет, уже родились, и их численность может лишь уменьшиться. По «оптимистическому» сценарию до 2008 г. можно ожидать некоторое увеличение рождений, так как число женщин, рожденных в 1982-87 гг., больше чем в 1975-80 гг.

    Второй параметр ‑ численность 20-летних россиян. Ожидается, что до 2020 г. численность людей самого активного возраста сократится до 0,9 млн. человек, а по истечении еще 10 лет на территории Российской Федерации, похоже, некому будет ни «пахать», ни рожать.

    Третий ключевой параметр ‑ численность 60-летних россиян. К 2020 г. их численность вдвое превысит количество 20-летних и вчетверо ‑ детей.

    В целом же рассмотренные параметры опровергают официальные оценки: демографическое неблагополучие к 2015 г. ухудшится не на 7%, а в 2-4 раза. Итак, если в ближайшее время не восстановить демографию поколений, то через 20 лет Россию ждет судьба Византии.

    Хотя в целом в экономике недостаток рабочей силы пока не наблюдается, ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных отраслей. В частности, происходит снижение численности занятых в ряде важнейших отраслей экономики. Наиболее заметно численность занятых сократилась в науке и научном обслуживании (в 2,6 раза); машиностроении и металлообработке (в 2,1 раза); строительстве (в 1,8 раза); сельском и лесном хозяйстве (в 1,3 раза).

    Наряду с количественными показателями, острота дефицита рабочей силы определяется и качественными (структурными) формами его проявления. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии хорошо образованной рабочей силы (55% экономически активного населения заняты умственным трудом) не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.

    Возрастной аспект дефицита выражается в старении населения в трудоспособном возрасте. К концу 2005 г. средний возраст занятых в народном хозяйстве вплотную приблизился к 40 годам. В целом ряде отраслей эта граница пройдена: так, в науке и научном обслуживании он составляет 44 года. Возрастной аспект проявляется и в виде слабого притока молодых кадров в целый пласт отраслей экономики, что объясняется сложившей системой предпочтений и низким уровнем оплаты.

    Недостаточность заработной платы и безработица оказывают негативное влияние на развитие семьи. Неуверенность в стабильной и обеспеченной достойным доходом занятости ведет к отказу от рождения детей, их отложенному рождению, абортам, разводам и др. Неблагоприятные и вредные условия труда приводят к ухудшению здоровья трудящихся, их преждевременной смертности. Таким образом, надо говорить не только о влиянии демографического спада на стагнацию рынка труда, но и об обратном процессе – его естественной убыли.

    Решение проблемы выбывания трудовых ресурсов лежит в плоскости улучшения демографической ситуации: повышении рождаемости, борьбе со смертностью и стимулировании миграции. В ежегодном послании Федеральному собранию Президент России отметил, что именно снижение смертности, грамотная миграционная политика и повышение рождаемости помогут решить демографическую проблему. Речь идет, прежде всего, о материальном стимулировании рождаемости. Он подчеркнул, что в стране следует развивать социальную поддержку семьи, программы материнства и детства.

    Так, необходимо стимулировать рождение в российских семьях хотя бы второго ребенка. Женщины, работавшие и ушедшие в декретный отпуск, должны получать не менее 40% их прежнего заработка от государства. Должны быть предусмотрены компенсации затрат при посещении детских дошкольных учреждений. Начало реализации программы намечено на 1 января 2007 г. Программа рассчитана не менее, чем на 10 лет.

    При этом нельзя забывать о том, что при принятии соответствующих мер реальные результаты будут достигнуты, как минимум, в горизонте одного поколения, тогда как проблемы дефицита рабочей силы необходимо решать уже сейчас. Необходим комплекс дополнительных мер по решению структурных проблем на рынке труда. В этой связи единственными мерами, способными дать быстрый результат, становятся:

    ‑ стимулирование иммиграции;

    ‑ оптимизация  использования имеющегося человеческого капитала;

    ‑ вовлечение в производство экономически неактивного населения.

    Специалисты считают, что внешняя миграция является для России одним из основных компонентов, способных в краткосрочной перспективе компенсировать сокращение численности населения. Основной миграционный резерв России ‑ русские и российские народы, проживающие в странах СНГ и Балтии. Их численность по минимальным оценкам составляет около 20 млн. человек. Необходим возврат русскоязычного населения. Именно на такой позиции должна сегодня основываться миграционная политика с учетом национальных интересов и существующих потребностей страны в рабочей силе. В ее основе должно быть заложено преимущественное право предоставления работы гражданам СНГ перед мигрантами из дальнего зарубежья. Думается, многие вопросы нужно цивилизованно решать путем присоединения к международным договорам в этой области.

    17 марта 2006 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Законопроект направлен на обеспечение миграционной привлекательности РФ и формирование нового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Его внедрение позволит сократить нелегальную иммиграцию, органы государственной власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат - новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации. Законопроект имеет антикоррупционную направленность.

    Сейчас иностранцы могут легально трудиться в России, только если наниматель получит у властей разрешение на привлечение рабочей силы из-за границы и внесёт на специальный счёт средства на возможную депортацию. Власть выдаёт эти заветные разрешения «со скрипом». Чтобы их выхлопотать, работодатель обязан сдать в различные государственные и муниципальные органы не менее 20 видов документов. Причём каждая из бюрократических инстанций может отказать работодателю, иногда и без объяснения причин.

    Также, принятые в первом чтении поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» должны облегчить правовое положение тех, кто приезжает в Россию из стран СНГ на заработки. Для них отменяются обязательное получение временной регистрации и необходимость повторной перерегистрации. Фактически порядок регистрации превращается из разрешительного в уведомительный. Поправки отменяют квоты для мигрантов при приёме на работу и требования по подтверждению их материальной обеспеченности. Причём эти правила распространяются лишь на граждан тех стран, с которыми у России существует безвизовый режим. Сокращается срок оформления разрешения на работу, перечень оснований для отказа и нужных для этого разрешения документов, вводится «режим одного окна» для самостоятельного получения иммигрантами разрешения на работу. Наличие у иностранного гражданина миграционной карты станет фактическим разрешением на его трудоустройство.

    Кроме того, закрепляется механизм обжалования решений об отказе в выдаче разрешений на временное проживание и об аннулировании ранее выданных разрешений. Определяется правовое положение иностранного гражданина в период рассмотрения поданной им жалобы. Принятие законопроекта создаст законодательные предпосылки для вывода наиболее многочисленной категории нелегальных мигрантов из теневого сектора.

    По опасениям экспертов, в последующем закон вполне может быть «испорчен» многочисленными подзаконными актами и томами закрытых ведомственных инструкций, искажающих его смысл. Ведь в сохранении нынешней нелегальной системы заинтересованы и российские работодатели, которым дешевле брать на работу бесправных гастарбайтеров, и работники регистрирующих инстанций, которые извлекают из этого свою личную выгоду.

    И все же для России миграция стала одним из источников восполнения потерь в численности населения, а, следовательно, и вопрос привлечения мигрантов из-за рубежа является для нее актуальным.

     

      Открыть статью в PDF

     

    Ссылка для цитирования:

    Полаева Г.Б., Азатян С.А. Проблемы функционирования рынка труда в России // Российское предпринимательство. — 2006. — № 9 (81). — c. 123-126. — http://www.creativeconomy.ru/articles/7667/

  • ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:


  • Другие статьи по этой тематике:


    Большакова И.Н.
     Управление миграционными процессами в Приволжском федеральном округе
    В статье рассмотрены социально-экономические факторы целесообразности использования труда мигрантов в экономике Приволжского федерального округа. Для оценки эффективности миграционных процессов представлены осуществляемые для регулирования процесса расходы и получаемые от труда мигрантов доходы. На основе полученных результатов разработаны направления и меры совершенствования регулирования миграционных процессов.
    // Российское предпринимательство. — 2014. — № 10 (256). — c. 105-117.


    Плохова Н.В.
      Ситуация на рынке труда в Саратовской области
    Во второй половине 2000-х гг. в Саратовской области идет процесс сокращения численности безработных, а в отдельных секторах экономики наблюдается рост занятых. Однако автор констатирует несоответствие спроса и предложения рабочей силы в регионе, существующую потребность в кадрах рабочих профессий и квалификаций. По его мнению, способом преодоления этого дисбаланса является привлечение миграционных трудовых ресурсов (преимущественно иностранных). Это позволило бы также сгладить нежелательные демографические тенденции.
    // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 Вып. 2 (194). — c. 43-47.


    Савзиханова С.Э.
      Формирование спроса на рынке образовательных услуг с учетом демографической ситуации, миграционной политики и несбалансированности рынка труда
    Рынок труда и рынок образовательных услуг – сопряженные рынки, изменение параметров одного из них неизбежно отражается на развитии другого. Дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг рассматривается как результат двусмысленности функций государства. Обеспечение сбалансированности возможно только при эффективных формах взаимодействия.
    // Креативная экономика. — 2011. — № 10 (58). — c. 61-67.


    Некрестьянова С.Я.
      Национальный рынок труда: принципы его формирования и развития
    Несмотря на солидный срок осуществления институциональных рыночных преобразований, до сих пор сохраняются разночтения в определении понятия «рынок труда», которое широко используется, как органами исполнительной власти, так и отдельными учеными-трудовиками. Разброс позиций очень широк: от понимания рынка труда в «узком» смысле, когда его масштабы ограничиваются действиями государственной службы занятости по учету, трудоустройству и подготовке обратившихся в поисках работы граждан и по оказанию социальной поддержки и материальной помощи безработным, до расширительной его трактовки, когда под рынком труда понимается вся совокупность социально-трудовых отношений как работающих лиц, так и лиц, ищущих работу. С учетом данного обстоятельства оптимальным выглядит определение, согласно которому рынок труда – это система общественных отношений и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда.
    // Российское предпринимательство. — 2008. — № 6 Вып. 2 (113). — c. 147-150.


    Джавадов Р.Д.
      Статистическое исследование экономической активности населения в Азербайджане
    Как и любой другой рынок, рынок труда тоже определяется спросом и предложением. В статье с помощью статистических методов произведена оценка трудовых ресурсов Азербайджана, выявлена динамика изменения занятого населения и безработных.
    // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 169-174.


    Оставить комментарий



  • ООО Издательство "Креативная экономика"
    Телефон/факс: (495) 648 6241, 649 6241
    e-mail: info@CreativEconomy.ru
    адрес для писем: 119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8

    Материалы, опубликованные на сайте, защищены законодательством об авторских правах. Ознакомьтесь с условиями использования.

  • Поиск 


  • Поддержка

    По вопросам работы сайта:
    мейл: support@creativeconomy.ru Телефон: +7 (495) 649 6241





















  • Партнерские сайты: