Креативная экономика
издательство
.
Журнал Издательство

  • Основные виды и функции упаковки

    Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 9 (9) за 2000 год, cтр. 58-63.

    Рубрика: логистика

     

    Аннотация:
    Продолжим разговор о роли тары и упаковки в бизнесе.
    При всем своем многообразии современная упаковка классифицируется обычно на четыре основные группы, определяемые как своим назначением, так и характером товара:...

    Ключевые слова: упаковка

    Проценко И.О.
    канд. экон. наук., доцент, АНХ при Правительстве РФ
    Ларионов В.Г.
    докт. экон. наук., профессор, МГУПБ
    Фалько Д.С.
    МГТУ им. Н.Э. Баумана

     

     

    При всем своем многообразии современная упаковка классифицируется обычно на четыре основные группы, определяемые как своим назначением, так и характером товара:

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УПАКОВКА.

    К этой группе относится упаковка товаров, произведенных для рядового потребителя, т.е. для индивидуального использования упакованных товаров дома. Внутри этой потребительской упаковки некоторые авторы выделяют еще несколько подгрупп, основываясь уже на категориях товаров:

    пищевая упаковка,

    упаковка для напитков,

    для хлебобулочных изделий,

    для гигиенических товаров и косметики,

    для лекарств и фармацевтических товаров, аппаратуры  и т. п.

    ТРАНСПОРТНАЯ ТАРА.

    Это упаковка больших товаров или большого количества товаров, направляемых, в основном, от одного завода к другому. Конечный потребитель с транспортной тарой обычно не знаком, т. к. он ее не видит.

    ОБЩЕСТВЕННАЯ УПАКОВКА.

    Это вид упаковки предназначен для продуктов, используемых в больницах, школах, государственных учреждениях, тюрьмах. Она обычно ассоциируется с пищевым обслуживанием больших обособленных групп населения или с обеспечением общества медицинскими запасами.

    ВОЕННАЯ УПАКОВКА.

    Используется для упаковывания продуктов для Вооруженных сил или для Правительства. Специфические требования к этому типу упаковки определяются обычно не столько условиями потребления, сколько необходимостью соблюдения особых правил транспортировки и хранения продукта.

    Классификация форм и видов упаковки на эти четыре группы носит, разумеется, условный характер, т. к. предназначение их (упаковок) во многих случаях весьма схоже. И в то же время каждая из них ориентирована на своего потребителя. Так, потребительская упаковка должна быть, как правило, яркой и наглядной, а военная упаковка может печататься черным шрифтом на грязно-оливковом фоне. Однако, все эти группы должны донести требуемую информацию до своего потребителя.

     

    Основные функции упаковки в системе логистики

    Для того, чтобы содействовать сбыту продукции упаковка должна выполнять несколько функций, количество и цели которых отдельные эксперты определяют по-разному. Обычно в исследованиях формулируется от 3 до 7 таких функций упаковки. Однако, если исходить из самых необходимых требований к упаковке, то следует выделить четыре функции: локализации продукта, защита его от внешней среды, обеспечение удобства использования продукта и информативность.

     

    ЛОКАЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Фактически любая упаковка означает, прежде всего, ограничение в некотором объеме определенного количества продукции. Главная цель такого ограничения ‑ сделать возможным прохождение продукта через систему распределения. Производство, погрузочно-разгрузочные работы, складирование и транспортная сеть как развитых,  так и развивающихся стран в одинаковой мере нуждаются в такой функции упаковки для того, чтобы перемещать промышленные и сельскохозяйственные изделия с одного места на другое. В итого, продукт обретает возможность быть эффективно доставленным до места торговой сделки, позволяющей покупателям приобретать его там, где это им наиболее удобно. При этом для многих товаров становится совершенно необходимым иметь специальную тару, обеспечивающую эту возможность. Например, невозможно продавать аэрозольную распыляемую краску без упаковки, способной выдерживать давление ее газа-вытеснителя. Трудно представить себе и то, что азотная кислота, тринитротолуол, радиоактивные изотопы или инфекционные биологические материалы могут проходить через торговую сеть без надлежащей упаковки.

    Рядовой покупатель ожидает, даже требует, чтобы продукт поступал уже упакованным. Найдется мало покупателей, готовых взять ведро и отправиться на молочную ферму для того, чтобы приобрести свежее молоко или пойти в магазин готовых изделий, купить там килограмм кровельных гвоздей и принести их домой в собственном кармане. Точно также и водитель грузовика не захочет перевозить несколько тысяч электрических лампочек в своем прицепе, неся ответственность за доставку их целости сохранности.

    Иными словами, современное общество требует, чтобы товары были упакованы таким образом, чтобы их можно было транспортировать, хранить, грузить и реализовывать на удобном для продажи месте.

    ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ. Это предназначение упаковки имеет двоякую сущность ‑ с одной стороны оно должно обеспечить охрану пакуемого продукта от вредного влияния окружающей среды, от агрессивных и опасных продуктов посредством их особой упаковки.

    Защита продукта от окружающей среды является наиболее широкой функцией упаковки. Известно, что большая часть продуктов подвержена такого рода воздействию: для хозяйственного отбеливателя это могут быть потери хлора, для картофельных чипсов ‑ предохранение от повышения влажности воздуха (делающей чипсы вязкими и тягучими), для компьютерных микропроцессоров ‑ предотвращение воздействия электростатических разрядов, которые деформируют их электрические цепи, для монитора ‑ это может быть защита от физических ударов, которые приводят к повреждению экрана и т.д. Продукт не должен иметь физических повреждений или даже выглядеть поврежденным. Выцветшая ткань, коричневый сахар или влажный сахар, превратившийся в кирпич, просто могут не найти потребителя, хотя по своим основным качествам они все еще могут быть вполне пригодны.

    Иными словами, упаковка находится фактически между продуктом и окружающей средой. При этом задача упаковки ‑ защищать товар от всего, что может частично и полностью испортить. И весьма существенно то, что список факторов окружающей среды, которые могут причинить вред товару, с каждым днем становится все больше и больше.

    Следует также учитывать, что в магазине покупатель может попытаться “попробовать“ изделие (открыв, например, банку с продуктом или флакон с косметикой), незаметно унести его с прилавка, подменить или украсть товар, если его упаковка невелика по размерам. Не имеет защитных приспособлений и ее легко спрятать. Известно, что покупатели в магазинах часто толкаются и ведут себя агрессивно, пытаясь всеми путями “оценить“ характеристики продукта вручную. Одна из задач упаковки ‑ защитить товар и от такого неправильного обращения потребителей, также как и от действий работников отдела распаковки, который с помощью секача вскрывает грузовые ящики с опрометчивой неосмотрительностью.

    Не менее актуальной и ответственной задачей становится ныне также и защита окружающей среды от воздействия на нее продуктов производственной деятельности человека. И в этом случае упаковка призвана сыграть свою защитную функцию. Прежде всего она обязана защитить людей и близлежащие объекты (полки, погрузочно-разгрузочное оборудование, хранилища, город) от загрязнения или вредных воздействий товара. Но еще более существенно то, что стремительное развитие в конце XX века масштабов и фирм упаковки не должно превратиться в нерациональное использование ресурсов и глобальное загрязнение окружающей среды.

    Необходимость того, чтобы упаковка защищала окружающую среду от ее содержимого очевидно и не требует особых доказательств: никто не станет покупать не упакованным надлежащим образом шоколадный сироп, домашний сыр, типографические краски, жидкие

    (или сыпучие) пестициды, скипидар или другие продукты подобного рода. Тем не менее, несмотря на всю очевидность этого положения, ему не всегда уделяется должное внимание при создании и усовершенствование тары.

    Гораздо сложнее и серьезнее становится проблема защиты окружающей среды от нерационального развития упаковки от бездумного и массового уничтожения не возобновляемых сырьевых ресурсов на эти цели. В последнее десятилетие эта проблема фактически уже обрела глобальный характер, решение которой не терпит отлагательства. Людей, активно выражающих интерес к защите ресурсов природы кое-кто называет “помешанными на защите окружающей среды“ (“tree-huggers“). Фактически же эта защита должна стать первостепенной заботой всего общества. Ученые, руководители предприятий и упаковочные профессионалы должны считать своей первостепенной задачей осуществление разумного выбора упаковочных материалов, разработку и внедрение ресурсосберегающей стратегии развития упаковки. Обеспечение максимального вторичного использования упаковочных материалов, массовой переработки и восстановления ресурсов, или, в конечном счете, надлежащего уничтожения загрязняющих окружающую среду остатков.

    К сожалению, при создании упаковки и выборе упаковочных материалов очень часто руководители производства не относят к рангу высокоприоритетных вопрос: “А во сколько это обойдется окружающей среде?“. Между тем проблема защиты и сохранения среды обитания все более непосредственно взаимоувязывается с добычей и переработкой природных ресурсов в упаковочные материалы и упаковку. Существенное количество нефтехимических ресурсов расходуется сегодня на производство пластмассовых материалов, огромное количество лесных угодий идет на производство бумаги и картона, боксита ‑ на производство алюминия, кварцевого песка ‑ на производство стеклянной тары, железной руды ‑ на выплавку стали для консервных банок. Большое количество природных ресурсов и энергии (угля. нефти, а также ядерной и гидроэнергии) расходуется на превращение сырья в готовые изделия.

    Объем упаковочного производства достиг в 90-х годах уже такого масштаба, что переход от одного упаковочного материала к другому (например, от пластмасс к бумаге) может оказать в обозримом будущем решающее влияние на изменение баланса природных ресурсов. Некоторые статистические выкладки показывают, что ежегодная вырубка деревьев для строительства, упаковки, производства газетной бумаги и других нужд в США уже находится примерно на одном уровне с чистым приростом леса, или даже превосходит его.

    В добавок ко всему, многие сегодня обеспокоены вырубкой тропических лесов и влиянием этого явления на качественный состав атмосферы. Если существует предел и цена добычи нефтехимических ресурсов, то каковы же предел и цена добычи лесных ресурсов? Требуемый ответ на эти вопросы может дать только обдуманные и твердые решения.

    В конечном счете, упаковочные профессионалы должны быть готовы оценить “стоимость“ природы при подборе упаковочных материалов для тары, которую они конструируют.

    Повторное использование упаковки, т.е. возвращение ее после использования на промышленные предприятия, очищение от загрязнений и наполнение тем же самым продуктом дает возможность особенно эффективной экономии упаковочных материалов. Самый типичный в этом отношении пример ‑ это бутылки для напитков, повторно собираемые и наполняемые вновь. Это снижает потребности в новой стеклянной или пластмассовой таре, но связано с затратами на доставку тары обратно на предприятие и очистку ее перед заполнением.

    Переработка использованной упаковки с целью восстановление природных ресурсов за счет сбора и использования вторичного сырья ‑ это деятельность, которая привлекает в последние годы особенно большое общественное внимание и является стратегией, которая может способствовать ослаблению спроса на ограниченные природные ресурсы. Например, переплавка алюминиевых консервных банок в целях получения алюминия для производства новых консервных банок, переплавка стекла для того, чтобы выработать новую стеклянную тару, переработка макулатуры для производства “переработанной“ упаковочной бумаги ‑ все это необходимая и ответственная деятельность.

    Перед разработкой технологий, обеспечивающих переработку и восстановление исходных материалов, стоят немалые трудности: порою гораздо дешевле и проще сделать стеклянную тару из песка, нежели привезти бутылочный бой на завод по производству стеклотары. И тем не менее, деловые круги проявляют все большую активность в вопросах разработки и использования новых технологий, позволяющих создавать замкнутые циклы многократного использования упаковочных материалов и самой упаковки.

    Избавление от ненужных остатков упаковки ‑ не менее сложная задача работы с упаковкой. Большая часть упаковочных материалов ‑ бумага, картон и пластмассы ‑ хорошие горючие материалы и пригодны для сжигания. В случае, если сжигание недоступно (или запрещено государством), тогда избавление этих упаковочных остатков может составить большую проблему. Поэтому важно подчеркнуть, что одним из важнейших направлений совершенствования упаковки будет сокращение использования упаковочных материалов..

    Обеспечение удобств использования продукта. Эта роль упаковки особенно многогранна и призвана удовлетворять запросы потребителя, т.е. упаковка должна максимально и наиболее конкретно оказывать полезные услуги человеку, использующему данный товар. Необходимо, например, чтобы тара открывалась, позволяя свободно доставать и использовать продукт, а также (в необходимых случаях) и закрывалась для того, чтобы часть продукта могла быть сохранена для повторного использования.

    На протяжении уже ряда лет два термина обычно использовались для описания эффективности эксплуатационной функции упаковки: удобство и практичность. В общем, термин “удобство“, казалось бы, должен быть связан с открыванием, повторным закрыванием и распределением разного рода вещей в контейнерах для потребительских товаров, которые обычные покупатели приобретают в розничных магазинах и приносят домой для индивидуального потребления. По существу же смысл термина “удобство упаковки“ состоит в том, что она должна быть рассчитана на неподготовленного потребителя и должна быть понятной даже без подробной инструкции о том, как она действует.

    Термин “практичность“ также уже многие годы используется для того, чтобы охарактеризовать особые преимущества той или иной упаковки в деле доставки товара к месту его реализации. Прежде всего, этот термин использовался для определения способности упаковки подавать товар потребителю в том виде и последовательности, в которых это необходимо для его наиболее эффективного использования. Например, упаковка лобового стекла автомобилей, элементов приборной доски, а также и других деталей сборки должны быть сконструированы так, чтобы работники производственной линии не приходилось бы перекладывать их с места на место для того, чтобы обеспечить точные, быстрые и эффективные операции сборки. Это можно сравнить с требованиями к распределению стерильных инструментов в операционной, когда необходима как специальная подготовка к использованию этих инструментов, так и их размещение на столе, облегчающее их успешное применение. Иными словами, смысл термина “практичность упаковки“ состоит в специальном ее конструировании (приспособлении) для решения конкретных задач и использовании ее подготовленным для этой персоналом.

    Таким образом, цели упаковки и обстоятельства ее использования необходимо принимать во внимание как во время ее конструирования, так и совершенствования упаковки. В конечном итоге это является важным условием содействия сбыту продукции. Очевидно и то, что упаковка должна обеспечивать удобный доступ к продукту на протяжении всего времени его использования. Правильно сконструированная и хорошо исполненная она может создать исключительно благоприятные условия для сбыта продукции и расширения ее номенклатуры.

    Информативная функция. Упаковка должна нести всю необходимую информацию. Прежде всего, она обеспечивает идентификацию продукта, информирует покупателя об особенностях товара и является последним связующим звеном с потребителем в торговом зале, побуждая приобрести данный товар, чему предшествуют реклама и продвижение продукта другими способами. Она всегда должна быть прямо увязана с формой, содержанием, строением, а также с напечатанным текстом и художественным оформлением товара. Концепция качества продукта, его чистоты, целостности, ощущение расточительности или бережливости, мужественности или женственности всегда могут быть представлены покупателю при помощи успешно сконструированной упаковки. Упаковка ‑ это деталь, которая прежде всего бросается в глаза и наглядно показывает специфику продукта. С этой точки зрения она, прежде всего, призвана

    идентифицировать продукт по его обычному узаконенному наименованию. В добавок к этому, она идентифицирует продукт по его качеству, неся на себя печать (имидж) компании. Качество продукции которое компания пытается поддерживать, также может быть выражено упаковкой;

    информировать покупателя о том, что представляет из себя продукт и как его использовать. Она должна содержать перечень ингредиентов, инструкции к использованию продукта (как замесить тесто для пирога, или как наилучшим образом распылить краску или инсектициды), указания о том, как хранить тару или продукт (“хранить в прохладном месте“, “не разбивать“ или “не сжигать“ и т. п.);

    побуждать покупателя к приобретению продукта.

    Производитель продукта может использовать многие способы достижения этой цели с помощью упаковки. Так одна компания может увеличивать реализацию своих висячих замков, используя на упаковке большие тисненые надписи для того, чтобы представить имя компании на упаковке. В этом случае расширение продажи строится в расчете на идентификацию покупателем продукта с именем хорошо известной компании, с ее мощью и надежностью. Другая компания может сделать упор на рекламу конструкции замка и его надежности, показывая на упаковке, например, что замок не откроется даже после прямого попадания в него пули. Третья компания может создать образ вора-взломщика, крадущегося по заднему дворику, что напоминает покупателю о необходимости защиты своей собственности от краж и т. п.

    В ряде работ упаковка называется “молчаливым торговцем“. Действительно, многие исследования подтверждают, что покупательный импульс на месте продажи товара срабатывает прежде всего благодаря упаковке. Это особенно очевидно в том случае, когда реклама и изображение, представляющее продукт, согласуются с видом упаковки, а упаковка ярко представляет компанию, продукт и создает благоприятную характеристику товара в торговом зале.

     

    Ссылка для цитирования:

    Проценко И.О., Ларионов В.Г., Фалько Д.С. Основные виды и функции упаковки // Российское предпринимательство. — 2000. — № 9 (9). — c. 58-63. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9132/

    Другие статьи по этой тематике:


    Мельников О.Н., Ларионов Г.В., Борисов С.Ю.
      Триединство «товар-упаковка-бренд» как основа повышения конкурентоспособности предпринимательских структур
    Современное конкурентоспособное промышленное производство невозможно без проявления группового творчества, когда участие каждого специалиста (работника) в реализации любого бизнес- процесса характеризуется (оценивается) уровнем проявления его творческой энергии в коллективном труде, который, в свою очередь, осуществляется в соответствии с технологической цепочкой, присущей конкретному виду предпринимательской деятельности. Причем это касается всего бизнес-пути – от идеи создания нового товара до его продажи гипотетическому потребителю. Отсюда следует, что от уровня затрат персональной творческой энергии каждым специалистом (работником) зависит каков будет окончательный результат практической деятельности той или иной бизнес-структуры.
    // Российское предпринимательство. — 2008. — № 9 Вып. 2 (119). — c. 9-13.


    Ларионов Г.В.
      Реклама и упаковка как инструменты повышения конкурентоспособности товара
    В условиях конкуренции любая компания может существовать и развиваться, только постоянно работая над созданием новых товаров. Это особенно ярко проявляется в продовольственной сфере. Можно идти путем улучшения качества выпускаемых продуктов, которые помогли бы в будущем захватить большую долю рынка, либо путем освоения выпуска новых продуктов. Очевидно, что компания, которая не прикладывает никаких усилий ни к улучшению существующих продуктов, ни внедрению новых, неизменно попадает в трудное экономическое положение.
    // Российское предпринимательство. — 2007. — № 5 Вып. 2 (91). — c. 53-57.


    Ларионов Г.В.
      Упаковка как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур
    Выдвижение в авангардные ряды вопросов максимального удовлетворения потребностей заказчика, доставки ему продукции только высокого качества и без потерь объективно ведет к существенному пересмотру значения такого наиважнейшего компонента бизнеса, как тара и упаковка. Разумеется, это не является чем-то неожиданным, ранее неизвестным, но сегодня оно становится решающим в деле продвижения товаров на рынок.
    // Российское предпринимательство. — 2007. — № 12 (103). — c. 166-170.


    Проценко И.О., Ларионов В.Г., Фалько Д.С.
     Тара и упаковка. Путь к потребителю
    Продолжение. Начало в № 2 2000, № 3 2000, № 4 2000, № 5 2000, № 6 2000, № 7 2000.
    Выдвижение на передний план вопросов удовлетворения всех потребностей заказчика и доставки ему продукции только высокого качества и без потерь объективно ведет к существенному пересмотру значения тары и упаковки. Разумеется, это не является чем-то неожиданным, ранее неизвестным. Уже в середине XX века началось формирование самостоятельной подотрасли машиностроения, производящей специальное оборудование для упаковки товаров, реорганизация складского хозяйства, использование новых материалов для сохранности изделий во время их транспортировки и т. п.
    В рамках логистики все это лишь возводится в ранг приоритетной задачи и получает иное, более широкое и ответственное толкование.
    // Российское предпринимательство. — 2000. — № 8 (8). — c. 51-54.


    Оставить комментарий



  • ООО Издательство "Креативная экономика"
    Телефон/факс: (495) 648 6241, 649 6241
    e-mail: info@CreativEconomy.ru
    адрес для писем: 119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8

    Материалы, опубликованные на сайте, защищены законодательством об авторских правах. Ознакомьтесь с условиями использования.

  • Поиск 


  • Поддержка

    По вопросам работы сайта:
    мейл: support@creativeconomy.ru Телефон: +7 (495) 649 6241





















  • Партнерские сайты: