Креативная экономика
издательство
.
Журнал Издательство

  • Финансовая устойчивость как один из важных показателей оценки финансового состояния

    Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 6 Вып. 1 (92) за 2007 год, cтр. 115-119.

    Рубрика: финансы

     

    Аннотация:
    Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение отчетного периода. Однако партнеров и акционеров интересует не процесс, а результат, то есть сами показатели и оценки финансового состояния, которые можно определить на базе данных официальной публичной отчетности.

    Ключевые слова: оценка финансового состояния, показатели финансового состояния, финансовая устойчивость

    Джетписова А.Б.
    к.э.н., академический доцент, профессор, Атырауский институт нефти и газа, кафедра «Учет и маркетинг»

     

     

    Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение отчетного периода. Однако партнеров и акционеров интересует не процесс, а результат, то есть сами показатели и оценки финансового состояния, которые можно определить на базе данных официальной публичной отчетности.

     

    Одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия является стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Но степень зависимости от кредиторов оценивается не только соотношением заемных и собственных источников средств. Это более многогранное понятие, включающее оценку и собственного капитала, и состава оборотных и внеоборотных активов, и наличие или отсутствие убытков и т.д.

    Кроме того, финансовое состояние предприятия небезразлично налоговым органам – с точки зрения способности предприятия своевременно и полностью уплачивать налоги.

    Наконец, финансовое состояние предприятия является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности выдачи ему кредита, размерах процента и срока.

    Таким образом, от улучшения показателей финансового состояния предприятия зависят его экономические перспективы, надежные деловые отношения с партнерами.

    Под воздействием внутренних и внешних факторов финансовое состояние предприятия постоянно изменяется, поэтому ни само предприятие, ни участников рынка не удовлетворяют дискретные отчетные данные о финансовом состоянии предприятия. Им необходимо знать и качественную характеристику финансового состояния, то есть насколько оно устойчиво во времени, как долго оно может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов, и какие упреждающие меры необходимо предпринять для сохранения этого нормального состояния или для выхода из предкризисного  или кризисного состояния [2].

    Для решения среднесрочных и стратегических задач по развитию предприятия руководству необходимо иметь соответствующий инструментарий для оценки и прогнозирования изменения финансовой устойчивости.

    Практически применяемые сегодня методы анализа финансово-экономического состояния предприятия отстают от требований, выдвигаемых развитием рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже нормативно внесены и вносятся изменения, в целом она ещё не соответствует потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценки финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый анализ предприятия проводится факультативно и не является обязательным.

    У предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим, и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений [2].

    Финансовый анализ в зависимости от классификации пользователей и их целей можно разделить на внутренний и внешний. Соответственно, финансовая отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю, в зависимости от пользователей и целей её составления.

    Приведенная таблица 1 дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информации о деятельности предприятия [2].

     

    Таблица 1

    Пользователи финансовой отчетности

    Пользователи информации

    Интересы

    Источники

    Менеджеры предприятия

    Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управленческих и финансовых решений

    Внутренние отчеты предприятия; финансовая отчетность предприятия

    Органы налогообложения

    Налогообложение

    Финансовая отчетность; налоговая отчетность; данные внутренних проверок

    Акционеры

    Оценка адекватности дохода; степени рискованности сделанных инвестиций; оценка перспектив выплаты дивидендов

    Финансовая отчетность

    Кредиторы

    Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов

    Финансовая отчетность; специальные справки

    Поставщики

    Определения наличия ресурсов для оплаты поставок

    Финансовая отчетность

    Покупатели

    Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность

    Финансовая отчетность

    Служащие

    Оценка  стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, получения финансовых и других льгот и выплат от предприятия

    Финансовая отчетность

    Статистические органы

    Статистические сообщения

    Статистическая отчетность; финансовая отчетность

     

    Финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и его внешней средой. Целью представления предприятием отчетности внешним пользователям в условиях рынка является, прежде всего, получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким образом, оттого, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия.

    Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия. Поэтому для них финансовая отчетность важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не имеют в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о деятельности предприятия, в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации.

    Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности в компании;  пользователи, косвенно заинтересованные в ней.

    Традиционно оценка финансового состояния проводится по пяти основным направлениям: имущественное положение; ликвидность; финансовая устойчивость; деловая активность; рентабельность.

    Некоторые нормативные значения показателей финансовой оценки регламентируются официальными материалами, а также использованием европейских стандартов.

    Условия хозяйствования в Казахстане отличаются от общемировых, поэтому нормативные значения не всегда являются точными индикаторами прочного финансового положения. Кроме того, условия хозяйствования различных предприятий Казахстана также значительно отличаются друг от друга.

    Таким образом, существующий подход к оценке финансового состояния не дает достоверной информации для принятия управленческих решений.

    Искажения при проведении оценки связаны, во-первых, с недостаточно адаптированной к казахстанским условиям нормативной базой оценки, во-вторых, с отсутствием методического единства при расчете оценочных показателей.

    Таким образом, финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

     

      Открыть статью в PDF

     

    Ссылка для цитирования:

    Джетписова А.Б. Финансовая устойчивость как один из важных показателей оценки финансового состояния // Российское предпринимательство. — 2007. — № 6 Вып. 1 (92). — c. 115-119. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9999/

     

    Литература:
    1. Закон РК от 27.01.97 за №67-1 «О банкротстве» - с изменениями и дополнениями.
    2. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности/ Дюсембаев К.Ш., Егембердиева С.К. Дюсембаева З.К.- Алматы: Каржы-Каражат - 1998. - 511с.

     


  • ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:


  • Другие статьи по этой тематике:


    Литвинова И.Ф.
      К вопросу о факторах поддержания финансовой устойчивости гостиничного предприятия
    При рассмотрении подходов различных научных школ, направлений и отдельных авторов к проблеме анализа и прогнозирования финансовой устойчивости предприятий следует отметить, что чаще всего они основываются на комплексной оценке их финансового состояния. Поэтому вполне закономерным выглядит важный методологический вопрос о первичности (вторичности) понятий «устойчивость» и «финансовое состояние», их связях и взаимовлиянии.
    // Российское предпринимательство. — 2008. — № 8 Вып. 1 (116). — c. 104-107.


    Шипигин Ю.А., Шишкин А.С.
     Организация закупочной деятельности как основа ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической промышленности
    В статье предложено построение механизма реализации плана закупок предприятия в соответствии с законодательством и основными принципами реформируемой системы закупок предприятий с государственным участием.
    // Российское предпринимательство. — 2014. — № 12 (258). — c. 73-78.


    Базюк Н.Ю., Кремсал Г.А.
      Пути повышения финансовой устойчивости предприятия на основе оценки его финансового состояния
    Актуальность работы определена сущностью финансовой устойчивости, основных факторов и механизмов повышения ее показателей в настоящее время, что представляет не только теоретический, но и значительный практический интерес для изучения.
    // Российское предпринимательство. — 2013. — № 19 (241). — c. 140-146.


    Капанадзе Г.Д.
      Построение модели комплексной оценки финансовой устойчивости экономического субъекта
    В статье представлен подход к построению модели комплексной оценки финансовой устойчивости предприятия, основой которого является применяемая в банках методика CAMELS. Автор обосновал, что применение модели позволит получить единую интегрированную оценку финансовой устойчивости, опирающуюся на данные финансовой отчетности и ряд важных аспектов, таких как качество менеджмента и чувствительность к рискам предприятия.
    // Российское предпринимательство. — 2013. — № 18 (240). — c. 61-67.


    Лехтянская Л.В.
      Оборотные средства и модернизация производства
    Оборотные средства играют важную роль в экономической жизни предприятия. При этом сами они имеют неоднородную структуру: соотношение собственных и заемных средств в их составе может серьезно влиять на финансовую устойчивость предприятия, возможности его модернизации и инновационного развития. В свою очередь, состояние основных фондов предприятия, уровень модернизации и организации производства влияет на динамику оборотных средств.
    // Российское предпринимательство. — 2013. — № 5 (227). — c. 42-46.


    Оставить комментарий



  • ООО Издательство "Креативная экономика"
    Телефон/факс: (495) 648 6241, 649 6241
    e-mail: info@CreativEconomy.ru
    адрес для писем: 119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8

    Материалы, опубликованные на сайте, защищены законодательством об авторских правах. Ознакомьтесь с условиями использования.

  • Поиск 


  • Поддержка

    По вопросам работы сайта:
    мейл: support@creativeconomy.ru Телефон: +7 (495) 649 6241





















  • Партнерские сайты: